Рубрика: Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями

Если ребенку поставлен диагноз "инвалидность", после прохождения специальной комиссии с участием психологов, педагогов, логопедов он направляется в соответствующую группу. На ранних стадиях нарушений есть возможность провести их коррекцию, что позволяет навсегда устранить ОВЗ. В данной статье показаны основные аспекты этих нарушений у ребенка, а также способы их коррекции.

Ребенок считается инвалидом, если он не достиг совершеннолетия и имеет стойкое нарушение одной или нескольких функций организма. Согласно Семейному кодексу РФ, человек имеет определенную группу инвалидности с дефектами, патологиями или последствиями травм, из-за которых он не способен выполнять все без исключения жизненные процессы и утратил осознание собственного положения в обществе.

К инвалидам относятся: дети, потерявшие способность двигаться, не контролирующие свое поведение, не имеющие возможности учиться, не выполняющие полностью или частично функции самообслуживания.

Медицинская справка, подтверждающая инвалидность, выдается на основании заключения государственных учреждений здравоохранения областного или городского направления. Дети-инвалиды, в отличие от лиц с ограниченными возможностями, имеют определенные нарушения физического, а также умственного и эмоционального развития.

Эти нарушения создают препятствия для освоения пациентом образовательных программ и трудности выполнения функций при отсутствии соответствующих условий. ОВЗ считается более простой формой нарушений. Дети с этим диагнозом могут выполнять жизнеспособные виды деятельности, но при этом должны соблюдаться специальные требования.

Как работать с детьми с ОВЗ в ДОУ по ФГОС: нормативные документы Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования состоят из перечня соответствующих задач, требующих реализации. Они разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством, а также с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

К этим задачам относятся: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, включая их эмоциональное благополучие; обеспечение равных возможностей для развития каждого ребенка в дошкольный период, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для этого необходима благоприятная среда, в которой ребенок может развиваться в соответствии со своими особенностями и сохраняя самоуважение; обеспечение вариантов и разнообразия рамок и форм дошкольных образовательных программ, с возможным формированием методик разной направленности, с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья каждого ребенка; обеспечение семьям поддержки со стороны психологов и педагогов, повышение знаний, умений близких родственников в обучении, содержании, а также лечении ребенка.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования разработаны с учетом индивидуальных потребностей всех детей, в зависимости от жизненных ситуаций, а также состояния их здоровья.

ФГОС определяет соответствующие условия для получения ребенком образования, особые образовательные потребности, индивидуальные специальные требования к отдельным категориям детей и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Условия, необходимые для занятий с детьми с ОВЗ, согласно ФГОС, включают: наличие соответствующих специалистов, соответствие потребностей материально-технической базе, организацию инклюзивных групп в дошкольных учреждениях работу педагогов-психологов, воспитателей, дефектологов, воспитателей, музыкальных руководителей, специально подготовленных инструкторов по физической культуре.

Специалисты и родители ребенка должны понимать друг друга и находить компромиссы в любых ситуациях. Поскольку поддержка воспитания, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ требует специального оборудования, для создания безбарьерной среды необходимо обеспечить специальные технологические условия. Для реализации положений федеральных государственных образовательных стандартов в ДОУ для детей с ОВЗ и концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ необходимо использовать средства, выделяемые государством на реализацию специальной программы, предусмотренной бюджетной сметой.

Программы дошкольного образования, методы, приемы и формы педагогической деятельности, способствующие поэтапному развитию ребенка-дошкольника в различных направлениях, при необходимости должны быть организованы с учетом особых образовательных потребностей. Эти методы направлены на сохранение и укрепление психофизического состояния ребенка.

Для этого необходимо: создание и использование целевых дидактических материалов, учебных пособий; применение соответствующих средств обучения и воспитания, соответствующих физиологическим возможностям детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наглядным примером являются карточки, на которых буквами обозначены знаки. Для их оформления используют шрифт Брайля, который подходит для детей со слабым или полностью лишенных зрения; привлечение ассистентов, оказывающих технические услуги, помогающих дошкольникам при необходимости.

Создание воспитательно-образовательной деятельности для комбинированных групп, которые занимаются инклюзивным образованием, включает: образовательные процессы в рамках учебного плана дошкольного учреждения и индивидуальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Они составляются в соответствии с типовыми, специальными, коррекционными, адаптированными или авторскими методиками с учетом возраста, сложности, тяжести и характера состояния здоровья ребенка; разработка специалистами технологий, методов и форм занятий с детьми с ОВЗ с учетом психического и физического развития, индивидуальных возможностей, характера нарушений.

При согласовании данных технологий обязательно участие психолого-медико-педагогического консилиума; направление ребенка с ОВЗ на ПМПК при наличии согласия родителей и обязательная консультация специалистов соответствующего профиля. Адаптированная образовательная программа ДОУ Данная программа, согласно ФГОС реализует обучение и воспитание детей с ОВЗ, в соответствии с их развитием, особенностями и индивидуальными возможностями.

Кроме того, при необходимости она корректирует проблемы адаптации ребенка в социальном обществе. Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с ограниченными возможностями Общие методы дошкольного образования подходят не всем воспитанникам.

Некоторым достаточно сложно следовать такой программе, а другим, наоборот, не хватает знаний для дальнейшего развития. По этой причине разрабатываются новые системы обучения, которые учитывают все индивидуальные качества всех детей.

В дошкольном образовательном учреждении они представлены в виде индивидуального образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья. Его разрабатывают специалисты, поэтапно ставя цели и задачи, используя педагогические ресурсы, методические приемы и результаты занятий по индивидуальным образовательным методикам. Читайте также статью: " Развитие ребенка с задержкой психического развития " Индивидуальная карта развития ребенка Воспитатель должен следить за интеллектуальным и эмоциональным развитием каждого ребенка с помощью индивидуальной карты развития.

В карте фиксируются все наблюдения за ребенком воспитателей, психологов, логопедов и других специалистов, которые изучают его поведение, особенности, знания, навыки и достижения с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение до его выпуска. Карта помогает проследить динамику, в нужный момент отметить изменения в индивидуальном плане развития, разработанном для каждого ребенка и составленном его воспитателем.

Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями В каждом детском саду должна быть создана атмосфера взаимопонимания, взаимоуважения, честности, открытости родителей и специалистов. Эти отношения необходимо поддерживать, независимо от возникающих обстоятельств. Дети с ограниченными возможностями нуждаются в помощи не только воспитателей, но и родителей. Для этого предусмотрено обязательное участие ближайших родственников ребенка в коррекционно-образовательной программе. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Работа воспитателя с ребенком с ограниченными возможностями здоровья Воспитатель, составляя индивидуальный план занятий с ребенком, должен основываться на беседе с ребенком и родителями, очень подробном изучении детской медицинской карты, психическом и физическом обследовании здоровья ребенка.

Дальнейшая работа педагога с ребенком с ограниченными возможностями здоровья ведется строго по индивидуальному плану. Воспитатель должен выполнять следующие действия: проводить занятия, связанные с продуктивной деятельностью, с каждым ребенком индивидуально или объединяя детей в соответствующие группы; развивать моторику пальцев рук; прививать культурно-гигиенические навыки; организовывать индивидуальные занятия с детьми, учитывая рекомендации логопедов и психологов; создавать комфортную атмосферу в группе; консультировать родителей по вопросам развития мелкой моторики и специфических состояний ребенка.

Работа няни с ребенком с ограниченными возможностями Няня в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями помогает одевать, кормить ребенка, при необходимости грамотно общаться с ним, уметь оказывать первую помощь. Также она должна сопровождать детей на прогулках, присматривать за ними на занятиях, организовывать их полноценный отдых.

Работа педагога-психолога с ребенком с ОВЗ Педагог-психолог в дошкольном образовательном учреждении выполняет следующие задачи: организует взаимодействие педагогов; работает с детьми по психопрофилактическим и психодиагностическим признакам; корректирует работу с каждым ребенком группы риска; разрабатывает коррекционные программы для индивидуального развития ребенка; повышает психологические знания педагогического коллектива; консультирует родителей ребенка.

Работа логопеда с ребенком с ограниченными возможностями здоровья Логопед должен: диагностировать уровень экспрессивного и импрессивного произношения слов и букв; разрабатывать индивидуальные планы обучения; консультировать педагогический коллектив, включая родителей. Работа инструктора по физической культуре с ребенком с ограниченными возможностями здоровья Он проводит занятия, которые позволяют укрепить здоровье ребенка и улучшить психомоторные навыки детей.

Работа музыкального педагога с ребенком с ОВЗ Музыкальный педагог: развивает музыкально-эстетические способности детей; подбирает материалы, позволяющие проводить занятия в соответствии с физическими, речевыми и психологическими возможностями детей; использует инструменты музыкальной терапии. Работа медицинского персонала в ДОУ с ребенком с ограниченными возможностями здоровья Медицинский персонал: проводит оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия; осматривает детей; следит за соблюдением правил санитарно-эпидемиологических норм.

Навигация

comments

  1. Kigam :

    Хорошая статейка, понравилось

  2. Kajilkis :

    Я думаю, что Вы допускаете ошибку. Могу отстоять свою позицию. Пишите мне в PM, обсудим.

  3. Vozil :

    Не в этом дело.

  4. Doulabar :

    Хорошая статья. Спасибо!

  5. Vijar :

    Слышал эту историю лет так 7 назад.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *