Рубрика: Дом купеческого товарищества братьев Елисеевых

Дом купеческого товарищества братьев Елисеевых

Магазин купца Елисеева на Невском проспекте - знаменитый гастроном Санкт-Петербурга История магазина купцов Елисеевых на Невском проспекте в Санкт-Петербурге Проходила эпоха, менялся государственный строй, столица меняла свой статус и название, исчезала и появлялась частная торговля, но магазин Елисеевых по-прежнему хранит традиции прошлого.

Каждый год на Рождество Петр Елисеев, крепостной садовник и садовник крепостных крестьян.

В холодный рождественский вечер Петр Елисеев, крепостной садовник графа Шереметева, принес угощение для гостей - свежую, ароматную клубнику. Граф и его гости были поражены таким летним лакомством посреди зимы, и Шереметев спросил, что он может сделать для своего садовника за такое чудо.

Петр не растерялся и попросил дать ему вольную. Граф сдержал слово, дал вольную Елисееву и его жене и сто рублей в качестве пособия - огромные по тем временам деньги. Петр с семьей отправился в Петербург, где проявился другой его талант - коммерческий. Петр Елисеев прославился на весь Петербург своим умением удивлять самых взыскательных покупателей. Он начал с поштучной продажи экзотических товаров на Невском проспекте - апельсинов. Так началась великая история товарищества "Братья Елисеевы".

Через несколько десятилетий внуки Петра открывают в Петербурге торговый дом - центр управления всей деятельностью товарищества Елисеевых, который сегодня может посетить любой желающий. С момента своего строительства и по сей день "Магазин купцов Елисеевых" сочетает в себе многогранную концепцию - это не только продуктовый магазин, но и рестораны, театр и парадный зал для официальных приемов. Место, которое было куплено под строительство, имело скандальную репутацию. Ранее здесь, на Невском проспекте, 56, располагался знаменитый "Склад российских сыров Е.Е.

В здании находились.

Кобозев", которое арендовал народоволец Юрий Богданович, готовивший покушения на императора Александра II. Именно из этого магазина они вырыли мину, чтобы взорвать царя, когда он будет проходить мимо. Участок был дорогой, что соответствовало главной семейной черте Елисеевых - все в их деле должно быть самым дорогим, самым лучшим, самым безупречным.

Участок был дорогой.

Если они покупали участок для своего самого главного магазина, то это место должно было стать центром городской жизни и общественных событий, перекрестком многих путей. Широкая купеческая натура не знала полутонов. Архитектор Гавриил Барановский, которому было поручено строительство, был не чужим для семьи Елисеевых.

Он был крестником Георгия Петровича Елисеева и пронес дружбу с его сыновьями через всю жизнь. Елисеевы были едва ли не первыми, кто осмелился открыто бросить вызов вкусам столичной публики. Стиль модерн в то время был новым для всех. И по сей день здание выделяется на фоне классической архитектуры Невского проспекта своими роскошными украшениями, витражами и скульптурами на фасаде.

Все работы велись в строжайшей тайне, здание было закрыто деревянными щитами, а рабочим платили за молчание. Публику нужно было не просто удивить, а поразить. Внутреннее убранство торговых залов подчинялось законам модерна: изобилие, блеск, отказ от строгих форм в пользу плавных линий и украшение даже функциональных предметов интерьера деталями, напоминающими растительные орнаменты. В архитектуре модерна культ искусственности, красоты, оторванной от жизни, нашел свое полное выражение.

Одним из главных символов искусственности стало использование электричества. Электрическое освещение заполнило глубокие темные ниши, подвалы и кабинеты Елисеевского. В главном зале четыре электрические люстры, украшенные металлическими цветами на гигантских стеблях, давали мягкий, рассеянный желтый свет. А центральный плафон практически парил над пышными джунглями медных листьев.

Несмотря на большое количество светильников, в помещении всегда царил едва уловимый полумрак - дань модерну: все должно иметь захватывающее ощущение тайны. Важно, что витражный узор на потолке торгового зала повторял тот же рисунок древа жизни в разных цветах. Все это создавало атмосферу легкости, другой реальности, на что и рассчитывали архитектор и Елисеевы. <Последним акцентом в оформлении интерьера первого этажа стало большое зеркало в форме фасолины на северной стороне магазина. Удваивая пространство, оно повторяет остекление вестибюля, а его форма, характерная для витрин и входов парижских магазинов и ресторанов, является отличительной чертой раннего модернизма. <Над зеркальной нишей торгового зала нависал арочный легкий балкон с позолоченными перилами. Он выводил в сдержанно оформленную приемную. В ней, несмотря на украшения на стенах и винтовую чугунную лестницу, царила чопорная атмосфера.

Здесь ожидали приема поставщики товаров. На фасаде сверкало огромное витражное окно, скрывающее то ли несколько этажей магазина, то ли один фантастических размеров торговый зал. Так, во всяком случае, предполагал любой прохожий, пока не оказывался внутри магазина. Стиль здания должен был показать богатство товарищества и привлечь внимание потенциальных покупателей. Но то, чем Елисеевы гордились больше всего, находилось вдали от глаз покупателей.

В подвале магазина находился склад и один из лучших винных погребов Российской империи. Елисеевы были крупными виноторговцами своего времени. Уже в середине 19 века они разливали по 15 тысяч бутылок вина в день, а к началу 20 века семье принадлежала четверть винной торговли в стране. Петербургский порт не справлялся с объемом их оборота, и братья купили три корабля и основали собственный торговый флот и пароходную линию. Именно поэтому одной из четырех скульптур, установленных на фасаде, будет Меркурий - бог торговли, у его ног символ покорения морских путей - якорь, а в руках Вулкана, олицетворяющего промышленность, символ судостроения - корабль.

Барановский - А. Скульптурное убранство - это не только символы нового века, это образ того, что лежит в основе процветания семьи Елисеевых: использование новейших достижений промышленного производства, постоянное расширение торгового оборота, использование научных знаний, покровительство искусству. Само здание было построено с использованием новых, только появившихся строительных материалов - бетона, металлических конструкций, стекла.

Во многом это был не только художественный, но и инженерный эксперимент. Высокие потолки, огромные витражи - только новые технологии сделали возможными такие смелые решения.

Коричнево-розовый гранит пилонов, гасящих расстояние между арками, спокойный травянистый цвет волнистого металла, игра бликов и отражений огромной арки - контраст материалов подчеркивает их свойства: прочность камня, пластичность и легкость металла, прозрачность стекла. Современники были потрясены необычным стилем здания. Поэт Георгий Иванов писал: "На Невском, как грибы, одно за другим вырастали "роскошные" здания - настоящие "монстры", вроде магазина Елисеева или дома Зингера".

И тогда, и позже искусствоведы без колебаний скажут, что подобных творений в мире всего несколько: знаменитый универмаг "Старая Англия", только что построенный в Брюсселе, и аналогичный "Ла Самаритен" в Париже. Этот стиль на рубеже веков стал называться "купеческий модерн". Открытие было отпраздновано 7 сентября. <Магазин был торжественно освящен, а из Казанского собора была привезена почитаемая икона Казанской Богоматери. Кульминацией открытия стало выступление хора, состоящего исключительно из членов семьи Елисеевых.

По этому случаю был освящен купеческий дом.

Таким образом, купеческий дом публично продемонстрировал свое единство и силу. Помимо новой атмосферы, новых форм прилавков, Елисеевы предложили своим посетителям новый формат обслуживания клиентов. Они первыми ввели доставку продуктов на заказ. Вы могли заказать необходимые вам продукты, и курьер в течение часа доставлял их вам на дом. Естественно, эта услуга пользовалась большой популярностью у состоятельных и взыскательных клиентов.

На втором этаже здания находился театральный зал, который сдавался в аренду. По замыслу Барановского, это был эстрадный зал с круглыми столами. Лишь позднее здесь появился партер с классической рассадкой перед сценой. Здесь же размещались банк и коммерческие курсы, основанные Елисеевыми.

На современном языке формат магазина можно смело назвать многофункциональным центром. В нем всегда можно было купить деликатесы, даже во времена дефицита продуктов. Даже во время блокадной зимы на втором этаже проходили спектакли Театра музыкальной комедии и Городского блокадного театра. Театральный зал на втором этаже Елисеевского существовал всегда, магазин концептуально планировался как центр, объединяющий торговлю и развлечения. Первоначально театральный зал был создан архитектором Барановским как эстрадный театр с круглыми столами и предназначался скорее для праздничных мероприятий, чем для просмотра театральных премьер. <Классическое расположение кресел в театре появилось гораздо позже. Зал был оформлен в светло-желтых тонах, кресла обиты зеленым плюшем. Поднимаясь по мраморной лестнице на сцену, калейдоскоп витражей повторял изображение мирового древа.

Традиционно и сдержанно было оформлено фойе театра, или белый зал. Здесь ставились пьесы драматического содержания, салонные комедии и водевили. Приглашая дам на спектакль, ухажеры угощали их свежими фруктами, шоколадом и елисеевским вином. Так была воплощена задуманная купцами Елисеевыми концепция - объединение под одной крышей в центре Петербурга магазина, ресторана, театра и зала для приемов.

Через год после открытия театральный зал был сдан в аренду различным театральным коллективам. Вначале здесь работал популярный Невский театр фарса, а после революции - не менее популярный Театр музыкальной комедии Михаила Ксендзовского. В году помещение навсегда отдали вновь созданному Театру сатиры, а через шесть лет в этот театр пришел новый режиссер - Николай Акимов, и его эпоха стала самой яркой и славной в истории местного театрального зала.

Театр Акимова - это знаменитые премьеры спектаклей по пьесам Евгения Шварца: "Тень", "Дракон" и "Обыкновенное чудо". Театр работает здесь по сей день и сейчас носит имя Н.К. Елисеева. После долгих лет забвения 8 марта был открыт "Магазин купцов Елисеевых", общая площадь которого составляет квадратных метров.

Интерьер был детально восстановлен по эскизам, утвержденным купцами Елисеевыми, и фотографиям того года. Елисеевский магазин - уникальный образец архитектуры и торговли прошлого века, ставший одним из немногих магазинов-музеев в мире. Это исторически памятное место расположено недалеко от станций метро "Невский проспект" и "Гостиный двор". Каждый день через этот гастроном проходит большой поток туристов.

Гастроном Елисеевский: история создания Первое упоминание в истории о купеческом доме датируется годом. Здание было построено в конце 18 века. В то время на углу Невского проспекта и Садовой улицы располагался дом купца Апайщикова.

Потом здание было передано сенатору Баранову и Бутримовой. В 19 веке в доме располагалась типография "Сборник Войны", которую возглавлял Чернышевский. В году здание было реконструировано и расширено до пяти этажей.

Навигация

comments

  1. Felabar :

    Извините, удалено

  2. Faezahn :

    Мне не понятно

  3. Kajikora :

    мда не повезло

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *