Рубрика: Что подготовить к поминкам на 40 дней

Что подготовить к поминкам на 40 дней

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую начало чуть ли не со времен древнеславянских причитаний, можно условно разделить на четыре типа: поминки на третий день после смерти т. Все эти поминки принято называть "частными", посвященными конкретным людям - в отличие от календарных поминок, посвященных всем усопшим. По своей сути они являются продолжением погребального обряда и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мертвых.

Христианство не только приняло этот взгляд, но и адаптировало его к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения священным смыслом. С этой точки зрения самым важным в его традиции является поминовение в сороковой день

Сороковой день - это самый важный день поминовения в его традиции.

Сороковой день и его значение в культуре Однако было бы неверно утверждать, что сороковой день приобрел какое-либо сакральное значение только с христианизацией славян.

В дохристианские времена сороковой день не имел никакого значения.

В дохристианские времена они были главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, за которым следовало лишь поминовение усопшего в первый год после смерти, а затем ежегодно, что символизировало его приобщение ко всем умершим.

Таким образом, в большинстве народов мира сороковой день являлся одним из самых значимых дней в жизни человека.

Таким образом, у большинства славянских народов он был лишен индивидуального поминовения. Хотя, например, сербы могли проводить частные поминовения до седьмой годовщины смерти, а болгары - до девятой, это было скорее по выбору, чем по традиции. Частота частных поминок у различных славянских племен могла праздноваться и на двенадцатый день, и на двадцатый, и три недели объяснялась тем, что, по верованиям того времени, до сорокового дня душа умершего находится на земле.

Душа умершего находится на земле.

Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день, соответственно, витает возле могилы, ходит там, где покойный находился при жизни. Вся обрядность этого периода и была связана с этапами ухода души, ее проводов и своеобразным предотвращением возвращения покойного, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым.

В этом смысле обрядность этого периода была связана с этапами ухода души, ее проводов и своеобразным предотвращением возвращения покойного, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым.

В этом смысле сороковой день был чем-то вроде финальной точки: если на третий день душа умершего покидала дом, на девятый день - двор, то на сороковой день она навсегда покидала землю.

Если все было сделано правильно, то на сороковой день душа покойного покидала землю.

Если все было сделано правильно и в соответствии с традицией, чтобы душа осталась довольна своими проводами, живые могли быть спокойны: умерший стал их защитником и больше не беспокоил их.

Христианство поддерживало эту традицию, но не только потому, что его распространители стремились различными способами приобщить язычников к новой религии. Христианская традиция имела собственное значение для сорокового дня, во многом сформированное погребальными обычаями ближневосточных племен.

Например, согласно Библии, сороковой день - это: день вознесения Иисуса. Нетрудно увидеть некоторые весьма значительные пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря которым в свое время происходила относительно легкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении. Порядок поминовения Народные традиции поминовения усопших на сороковой день, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько переплелись с церковными традициями, что отделить их друг от друга практически невозможно.

Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими, церковными традициями. Возможно, это была адаптация христианства к языческому сознанию, когда священники в отдельных местностях были вынуждены закрывать глаза на многие обычаи, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию.

Возможно, это было результатом адаптации христианства к языческому сознанию, когда священники в отдельных местностях были вынуждены закрывать глаза на многие обычаи, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая ту или иную традицию.

Во всех регионах было принято ставить "помин" для умершего и предков, которые могли прийти в этот день помянуть его, на окне возле красного угла или на столе.

Это была обычная практика для всех регионов.

Памятник представлял собой хлеб или блин и стакан воды, который со временем изощренно трансформировался в стакан водки, который ежедневно меняли, выливая старый из окна. В Смоленске к этому поминовению прилагалась незажженная свеча. После сорокалетия ее относили в церковь или отдавали нищим. Кроме того, снимался запрет ложиться на это место или занимать его каким-либо другим образом. После сорокалетия с ним поступали так же, как и с кроватью.

После сорокалетия с ним поступали так же.

После поминок их выносили на погост или сжигали. Накануне сорокалетия в некоторых районах было принято совершать купание в Заонежье, а также ходить на кладбище, брать венки с могилы и сжигать их, символизируя тем самым последний день скорби по умершему.

Также с особо набожным трауром связывали поминки на сороковой день. Кроме того, как мы уже упоминали, многие запреты траура, которые обычно соблюдались до сорокового дня, снимались, а сам траур в основном считался завершенным.

Кроме того, как мы уже упоминали, траур считался завершенным.

Например, после сорокового дня разрешалось: прикасаться к могиле и украшать ее. Официальная церковь, конечно, не одобряла подобные обычаи, считая их пережитками язычества и указывая, что единственное, что можно делать на сороковой день, кроме поминовения, - это молиться, чтобы загладить грехи умершего и облегчить его загробную жизнь.

Но она не запрещала эти выражения скорби, предпочитая объяснять прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особый акцент был сделан на: скромности и сдержанности в приготовлении и подаче поминальной трапезы. Такая позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что многие экстрасенсы согласны с ней, особенно с последним пунктом. По их мнению, умершему очень неприятно, когда родственники слишком сильно его оплакивают.

Иногда умерший может даже приходить к ним во сне с просьбой "отпустить его" и не оплакивать его так сильно, потому что он "мокрый лежит". Можно по-разному относиться к мнению экстрасенса, но в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод задуматься о допустимой степени скорби живых по усопшим.

На наш взгляд, это хороший повод задуматься о допустимой степени скорби живых по усопшим.

Меню на сороковой день Что касается вопроса о том, какой должна быть поминальная трапеза на сороковой день, то ответ предельно прост: за образец берется поминальный стол, который готовят родственники покойного в день похорон.

Как правило, поминальная трапеза на сороковой день должна состоять из нескольких элементов.

Его обязательными элементами должны быть следующие: кутья с медом - каша из зерен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены рисом. В ее приготовлении разрешается использовать также семена мака, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда - черемуху. Кутья на поминальном столе является символом воскрешения и круга жизни, и, съедая ее, человек как бы вступает в этот круг и становится его частью.

Каждый из ее элементов не только символизирует что-то свое, но и является чем-то вроде пожелания процветания, сладости, удовольствия и высокого урожая. Можно приготовить как богатую кутью, в которую входят все вышеперечисленные ингредиенты, так и бедную кутью.

Речь идет не только о том, как приготовить богатую кутью, но и как приготовить бедную кутью.

Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но в то же время отличаются в зависимости от региона. Принципиальное отличие между ними заключается в том, что постные блины готовятся не на молоке, а на воде. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей. Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно приготовить по желанию и по возможности, являются: пирожки с рисом, грибами или творогом или пирожки с картофелем и со сметаной в последнее время этот элемент становится регулярным.

Постные блины.

Но если блюдо слишком сложное в приготовлении или экзотическое, например, фуа-гра под белым вином, лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь с ней вполне согласна. Также готовят специальные поминальные коробки со сладостями конфетами и печеньем, которые после окончания трапезы вручают каждому уходящему гостю.

Также готовят специальные поминальные коробки со сладостями и печеньем, которые после окончания трапезы вручают каждому гостю.

Также готовят специальные поминальные коробки со сладостями.

Следуя народной традиции, необходимо следить за тем, чтобы в этих мешочках было четное количество конфет и печенья. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой. Обычно на сороковой день приглашаются родственники и самые близкие друзья покойного, а в идеале - все те, кто хорошо к нему относился.

В этом случае приглашаются родственники и самые близкие друзья покойного.

Тогда не помешает подойти к организации поминальной трапезы рационально и подумать, сколько человек можно угостить поминальным обедом без лишней нагрузки на семейный бюджет Увы, но суровую реальность никто не отменял, даже представители Бога на грешной земле. Это также касается не только количества гостей, но и меню: не стоит поражать гостей обилием и разнообразием угощений.

Если поминки выпадают на дни Великого поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. В этом случае борщ можно приготовить постным, заменив мясо фасолью или грибами, а картофельное пюре, как мы уже говорили, будет уместно заменить гречневой кашей. То же касается и блинов: ввиду обязательности этого символического блюда на поминальном столе, священники рекомендуют делать их постными, а не сакраментальными.

Так же касается и блинов: ввиду обязательности этого символического блюда на поминальном столе, священники рекомендуют делать их постными, а не сакраментальными.

Также желательно не проводить поминальную службу в будние дни Великого поста, а отложить ее до следующих выходных. Если сороковой день выпадает на Пасху или любой день пасхальной недели, то лучше перенести его на неделю вперед, на начало траурного дня.

Так же рекомендуется поступить, если этот день выпадает на Рождество: перенести его на неделю вперед, предварительно посоветовавшись со священником. Некоторые рецепты для поминального стола Конечно, каждой хозяйке хочется внести некоторое разнообразие в строгие правила трапезы, как для того, чтобы порадовать душу усопшего - особенно если он любил вкусно поесть при жизни, - так и для того, чтобы порадовать семью и гостей, приглашенных на поминки.

Впрочем, не обязательно превращать поминальный обед в пир на манер древнеславянского трындеца, вкладывая в него почти все свои сбережения. Достаточно будет добавить к блюдам обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами некоторых из них, которые обязательно разнообразят ваш стол. О том, как приготовить то же картофельное пюре с мясом или салат "Оливье", особо распространяться не нужно.

А вот рецепт такой закуски, как рулетики из ветчины: тонко нарезаете гр. Или не менее простая закуска под названием помидоры с рыбным салатом: Вы моете помидоры, срезаете верхушки и чайной ложкой аккуратно вынимаете мякоть.

И наконец, вот рецепт печенья "лесенка", о котором мы уже упоминали: сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. При желании можно немного подержать их на слабом огне. Из одного сделать лепешку, а из другого - лесенку. С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, наглядно показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными верованиями.

В старину его бросали с колокольни и по количеству кусочков, на которые оно разлеталось, гадали о дальнейшей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отваливалось несколько кусочков, то душа была на небесах, так как считалось, что умерший вел праведную жизнь. Если же от лестницы отваливались крошечные кусочки, то умерший был грешником, и его семья проводила много дней в молитвах, чтобы облегчить участь его души. Заключение Несомненно, каждому знакомы боль и горе, связанные с потерей близких людей.

В таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них переживать подобные трагедии было бы гораздо хуже. Смерть человека создает такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время тоскуется по близким, чтобы разделить это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как своего рода психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминальные службы больше предназначены для живых, чем для мертвых. Отчасти это верно: мертвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой стороны, для верующих нет сомнений в том, что их духовная помощь умершим в виде поминовения и молитв действительно помогает их душам после смерти обрести достойное место на небесах. Похоронная служба - это, прежде всего, возможность собрать вокруг одного стола всех его родственников, чтобы помянуть умершего добрым словом, например, о совершенных им добрых делах, о хороших чертах характера, помолиться за него и порадоваться, что его душа наконец-то обрела покой.

Поэтому Церковь призывает не превращать поминальные обеды в любой день, будь то девятый или сороковой, в праздник живота. Также, если усопший был крещен, совсем не лишним будет подать в этот день в церковь записку "За упокой". Наконец, перед трапезой желательно окропить кутью святой водой.

Навигация

comments

  1. Gardadal :

    Жаль, что сейчас не могу высказаться - нет свободного времени. Но освобожусь - обязательно напишу что я думаю.

  2. Tauzil :

    Это его задело! Это до него дошло!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *