Рубрика: Белинский о романе Евгений Онегин в кратком изложении

Белинский о романе Евгений Онегин в кратком изложении

Белинский посвящает 8-ю и 9-ю статьи цикла "Сочинения Александра Пушкина" целиком анализу романа в стихах "Евгений Онегин"

.

И это не случайно. По мнению критика, среди всех произведений Пушкина "Евгений Онегин" занимает центральное место, потому что в нем личность поэта проявилась со всей "полнотой, светло и ясно... Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь, здесь его чувства, понятия, идеалы". Оценить такое произведение - значит оценить самого поэта во всей его творческой деятельности. К моменту работы над пушкинским романом критик перерос свое юношеское увлечение идеями философа и рассматривал произведение и его героев исходя из их реального состояния, Белинский же, оценивая личности персонажей, мотивы их поступков и концепцию произведения, старался руководствоваться общечеловеческими ценностями и авторской идеей, не ограничивая действительность рамками прежних мировоззрений.

Идея историчности в оценке произведения продолжает занимать значительное место. Читайте также: Исследовательская работа "Родина в поэмах М. Лермонтова"

Лермонтов.

Роман Лермонтова "Евгений Онегин" Белинский характеризует, во-первых, как историческое произведение, "энциклопедию русской жизни" и, во-вторых, как "сердечное" и наиболее "ясное и отчетливое", в котором отразилась личность Пушкина. Пушкин, по мнению Белинского, описал в героях романа ту часть русского общества, которую он любил и к которой принадлежал на определенном этапе его развития.

Герои романа, люди, с которыми поэт сталкивался, общался, дружил и ненавидел. Характеристика личностей Татьяны и Онегина Главный герой романа Онегин, "добрый приятель" Пушкина, в глазах Белинского вовсе не пустой человек, холодный эгоист, каким он представлялся читающей публике.

Белинский называет его "страдающим эгоистом". В Онегине, по мнению критика, светская жизнь не убила чувства, а лишь "охладила его к бесплодным страстям" и "мелким развлечениям". <Онегин> заключен в рамки, в которые его помещают происхождение и социальный статус. Герой слаб, но он также достаточно силен, "недуальный человек, как пишет критик, чтобы понять пустоту своей жизни и попытаться изменить ее". Белинский связывал открытый финал романа с тем, что Онегин, будучи продуктом своей среды, не сможет реализовать потенциал своей личности. Татьяна противопоставлена Онегину в той части, которая отвечает за свободное выражение потребностей личности в духовности. <Описывая героиню, Белинский не раз называет ее примером "русской женщины" определенного сословия, понимая под этим и ее слабости, и ее достоинства. Татьяна, деревенская девушка, "нема" без книг, из которых она черпает свои знания о жизни. Татьяна, светская дама, подвержена ложным представлениям о ценности женской личности и более всего озабочена ее добродетелью. Но в то же время она не ограничена рамками "кодекса" светского человека, в этом героиня более свободна, чем Онегин Белинский в заключение своего литературного исследования воспевает вклад Пушкина, написавшего произведение, после которого в литературе стало невозможным "стояние".

Роман, по мнению критика, был "большим шагом вперед" для русского общества. Из цикла статей "Произведения А.С. Пушкина". Статья девятая. Мужчина во всех состояниях, во всех слоях русского общества играет первую роль; но мы не скажем, что женщина играет у нас вторую и низшую роль, потому что она не играет ровно никакой роли.

Мужчина играет первую роль.

Исключение остается только для высшего круга, по крайней мере, в определенной степени. Пора признаться, что, несмотря на нашу страсть во всем копировать европейские обычаи, несмотря на наши балы и танцы, несмотря на отчаяние славян, что мы полностью выродились в немцев, - несмотря на все это, пора наконец признать, что наше внимание к женщине, наша готовность жить и умереть за нее, все еще несколько театральны и все еще отражаются в модных светских фразах, которые мы позаимствовали, а не придумали сами.

Почему?

О, боже милостивый! Нахватавшись готовых чужих фраз, мы кричим в стихах и прозе: "Женщина - королева общества; ее очаровательное присутствие украшает общество" и так далее. Но посмотрите на наши общества, за исключением высшего общества: везде мужчины сами по себе, женщины сами по себе. И самый отчаянно любезный мужчина, сидя с женщинами, как будто жертвует собой из вежливости; затем он встает и с усталым видом, как после тяжелой работы, идет в комнату мужчин, как бы чтобы вздохнуть свободно и освежиться.

В Европе женщина действительно королева общества: мужчина, с которым она общается больше, чем с другими, весел и горд. У нас все наоборот: здесь женщина ждет, как милости, пока мужчина заговорит с ней; она счастлива и горда его вниманием.

В Европе женщина действительно королева общества: счастлива и горда тем мужчиной, с которым она говорит больше, чем с другими.

Как может быть иначе, если то, что называется тоном и вежливостью, заменяется жеманством, если у нас все любят поэзию только в книгах, а в жизни боятся ее, как чумы и холеры? Как вы подадите руку девушке, если она не посмеет опереться на нее, не спросив разрешения матери? Как вы решитесь много и часто говорить с ней, если знаете, что за это вас сочтут ее любовником или даже женихом?

Это значит скомпрометировать ее и навлечь на себя неприятности. Если бы вас сочли влюбленным в нее, вам некуда было бы деться от хитрых и остроумных намеков и насмешек ваших друзей и наивных и добродушных расспросов совершенно незнакомых людей. <Если ее родители не сочтут вас выгодной партией для своей дочери, они откажутся от вашего дома и строго запретят своей дочери быть вежливой с вами в других семьях. Если же они увидят в вас выгодную пару, то произойдет новое бедствие, более страшное, чем предыдущее; они раскинут сети и ловушки, и вы, вероятно, увидите себя женатым, прежде чем успеете опомниться и спросить себя: как и когда все это случилось?

Если вы человек с характером и не сдадитесь, вы попадете в "историю", которую будете долго помнить. Почему все это происходит? У нас "прекрасный пол" существует только в романах, повестях, драмах и элегиях, а в действительности он делится на четыре класса: на девушек, на невест, на замужних женщин и, наконец, на старых дев и старых баб. <Первые никому не интересны, как дети; вторых все боятся и ненавидят, и часто не без основания; следовательно, наш прекрасный пол состоит из двух делений: на девиц, которые должны выйти замуж, и на женщин, которые уже замужем. Русская девушка - это не женщина в европейском понимании этого слова, не человек: она не что иное, как невеста. Еще в детстве она называет всех мужчин, которых видит в своем доме, женихами и часто обещает выйти замуж за своего отца или брата; еще в колыбели ей говорили мать и отец, сестры и братья, матери и няньки, все окружающие ее люди, что она невеста, что у нее должны быть женихи.

Едва ей исполнилось двенадцать лет, мать, упрекая ее за лень, за неумение держать себя в руках и тому подобные недостатки, говорит ей: "Как вам не стыдно, сударыня: вы уже невеста!

Удивительно ли, что с ранних лет и до поздней юности, иногда даже до глубокой старости, все ее мысли, все мечты, все стремления, все молитвы сосредоточены на одной Idea Fixe[1]: замужестве, - что выйти замуж - ее единственное страстное желание, цель и смысл ее существования, что вне этого она ничего не понимает, ни о чем не думает, ничего не желает и что на любого незамужнего мужчину она смотрит опять-таки не как на мужчину, а только как на жениха? И виновата ли она в этом? Что ей остается делать, кроме как сосредоточить все свои способности на искусстве ловли ухажеров?

И тем более, что только в этом и развиваются ее способности, благодаря урокам "дорогих родителей", милых тетушек, кузин и т.д. За что дочь больше всего упрекает и ругает свою мать-хранительницу?

Чему она ее больше всего учит? И, каков бы ни был характер бедной дочери, она невольно входит в ту роль, которую ей отвела жизнь и в тайну которой ее так старательно, так тщательно посвящают. Дома она ходит неопрятная, с нечесаной головой, в испачканном, узком и коротком льняном ситцевом платье, в скользких башмаках и грязных, свалявшихся чулках; кто в деревне может нас видеть, кроме привратников, и кто может ее нарядить?

Но как только мы видим на дороге карету, обещающую нежданных гостей, наша невеста поднимает руки и держит их над головой, торопливо крича: гости едут, гости едут! От этого руки из красных превращаются в белые: деревенская смекалка! Затем весь дом в суматохе: мать и дочь умываются, причесываются, надевают туфли и напяливают грязные льняные шерстяные или шелковые платья, сшитые пять лет назад. Нелепо беспокоиться о чистоте нижнего белья: белье под платьем, его никто не видит, и одеваться надо для других, а не для себя. <Но рано или поздно тайные желания и пылкие обеты наконец исполняются: невеста - настоящая невеста, и одевается она только как жених. Она знает его давно, но полюбила его только в ту минуту, когда поняла, что он неравнодушен к ней.

И ей кажется, что она действительно влюблена в него. Тоска по браку и радость достижения цели могут в одно мгновение возбудить любовь в сердце, которое так долго раздражали тайные и явные мечты о браке. Более того, когда все происходит в спешке и суете, то поневоле влюбляешься сразу, не успевая спросить себя, действительно ли ты любишь или тебе только кажется, что ты любишь... Но "дражайшие родители" учили свою дочь только искусству выйти замуж любой ценой; подготовить ее к состоянию замужества, объяснить ей долг жены, матери, сделать ее способной исполнить этот долг - они и не подумали.

И правильно сделали: нет ничего бесполезнее и даже вреднее наставлений, даже самых лучших, если они не подкреплены примерами и не оправданы, в глазах ученика, всей совокупностью окружающей его действительности. А дочь спокойно копирует свою мать, готовя в своем лице для мира и будущего мужа вторую копию своей матери. Если ее муж - богатый человек, он будет доволен своей женой: их дом - как полная чаша, у них много всего, хотя все безвкусно, нелепо, грязно, пыльно, в беспорядке, убирают только перед большими праздниками и тогда дом встает в волнении, вавилонское столпотворение лиц, двор огромен, прислуги много, но некому попросить стакан воды, некому подать чашку чая... А недавняя невеста, теперь уже юная леди?

У нее много излишеств: карета без кареты, шаль без шали, множество дорогих игрушек; она живет как баронесса-аристократка, не уступая никому и в то же время превосходя всех, а ее муж едва успевает закладывать и перезакладывать свое имение... Дитя нового поколения, она обставила зал и гостиную как можно роскошнее, хотя и безвкусно; каким-то образом она даже видит в них некую полуопрятность, некую чистоту: ведь это комнаты для гостей, парадные комнаты, комнаты для показа; полное торжество грязи может быть только в спальне, в детской, в кабинете мужа, - словом, во внутренних комнатах, куда гости не ходят.

И вот, в конце концов, она видит, что в доме все чисто.

А у нее все время гости, вокруг нее непрестанный кружок; но она не пленяет своих гостей ни светским остроумием, ни изяществом манер, ни прелестью увлекательной беседы; нет, она только старается показать им, что у нее все есть, что она богата, что у нее все самое лучшее - и убранство комнат, и угощения, и гости, и лошади, что она не кто-нибудь, что таких, как она, немного... Содержание их разговора - сплетни и переодевания, переодевания и сплетни.

Бог благословил ее брак - каждый год у нее рождается ребенок. Как она будет воспитывать своих детей? И милые дети очень довольны той сферой, в которой живут: есть любимчики среди слуг и есть нелюбимые; с первыми они живут дружно, вторых ругают и бьют. Но когда они вырастают, отец делает с мальчиками все, что ему заблагорассудится, а девочек учат прыгать, плести кружева, немного играть на фортепьяно и говорить по-французски, и на этом их воспитание заканчивается; тогда у них остается только один урок и одна забота: поймать жениха.

Но если наша невеста выходит замуж за человека не богатого, хотя и не бедного, но живущего немного выше своего состояния за счет умения сводить концы с концами, то горе ее мужу! Она никогда ничего не делала в своей деревне, потому что она не крепостная, она никогда ничего не делала, она ничего не знает о домоводстве, она никогда не видела и не слышала о порядке, чистоте, аккуратности в доме. <Для нее выйти замуж - значит стать барыней; быть барыней - значит управлять всеми в доме и быть абсолютной хозяйкой своих дел. Ее задача - не копить или откладывать деньги, а покупать и тратить, наряжаться и одеваться.

Рейтинг 1, средняя оценка 5 из 5 Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: Вам также может быть интересно.


Навигация

comments

  1. Doull :

    Опутеть как интересно, во задвигаете. Класс!

  2. Samukora :

    Подтверждаю. И я с этим столкнулся. Можем пообщаться на эту тему. Здесь или в PM.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *