Рубрика: Активизация познавательной деятельности учащихся

Активизация познавательной деятельности учащихся

Обобщение Ученик умеет улавливать общее в отдельных фактах, умеет выделять главное, придерживается темы рассуждения Четкая постановка вопросов, обучение приемам мышления: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, обеспечение самостоятельности мышления, организация самостоятельного поиска решений Логичность Ученик связывает отдельные части рассуждения, делает выводы Гибкость Ученик умеет подходить к одному и тому же материалу с разных сторон, в зависимости от темы Внимание Концентрация Ученик оказывается поглощенным деятельностью

Создание установки на внимание к значимости материала. Четкая организация деятельности ученика на уроке для повышения его активности. Использование разнообразных методов работы. Отвлекаемость Ученик занимается посторонними делами, отвечает не задумываясь. <Устойчивость Ученик долго работает над заданием. Распределение Ученик выполняет работу самостоятельно и следит за работой сверстника на доске. Переход Ученик быстро переходит от одного задания к другому. Ученик понимает цель запоминания Учебный материал подается образно, эмоционально жизненно, подчеркивая главное, организуя повторение изученного материала.

Цель запоминания Ученик не задумывается о цели запоминания Понимание Ученик устанавливает внутренние смысловые связи Ученик воспроизводит материал своими словами и примерами Механические Приемы активизации познавательной деятельности учащихся Умственный интерес к математике - дело нелегкое.

Это зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение ситуации. Творчество учащихся и успех урока зависят от выбранных ими методов.

Как сформировать у ребенка интерес к предмету? Через самостоятельность и активность, через исследовательскую деятельность на уроке и дома, через создание проблемных ситуаций, через разнообразие методов обучения, через новизну материала, через эмоциональный тон урока.

Хотелось бы рассказать о некоторых средствах повышения эффективности обучения и методах активизации познавательной деятельности пяти- и шестиклассников, которые использую я.

Не все представленное вашему вниманию является во многом моим изобретением, есть результат перенимания опыта у коллег, а также из источников полезной информации. Создание учебной проблемной ситуации на уроке. Важно сделать так, чтобы учащиеся участвовали в научном поиске, рассуждая вслух, выдвигая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Включение учащихся в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание учебных проблемных ситуаций в классе.

.

Это оправдывает себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения детскую любознательность. Выдающийся немецкий педагог А. Дистервег был убежден, что развитие и образование не может быть дано или передано какому-либо человеку. Этого можно достичь собственной активностью, собственным напряжением сил. Проводя урок по теме "Признаки делимости на 10, на 5, на 2", учитель пишет на доске числа: 1, 24, , , и просит учащихся найти среди этих чисел те, которые делятся на 10, на 5, на 2 без деления; написать несколько многозначных чисел, делимость которых на 10, на 5, на 2 они могут предположить; попытаться найти признаки делимости чисел на 10, на 5, на 2.

Выскажите свое мнение: Стоит ли это делать? Допускается обсуждение с соседом или в группе. Сделав предположение, учащиеся проверяют свои предположения прямым делением. Затем они сравнивают их с учебником и делают окончательные выводы. Анализируйте, сравнивайте, обобщайте... Итог: сделать все правильно и понять - что мы делаем? Учащимся 6-го класса дается домашнее задание: каждый ученик измеряет длину C окружности и диаметр D круглого предмета с помощью нитки и линейки и вычисляет отношение первого результата ко второму.

Некоторые ученики вызываются к доске и записывают результаты своих измерений в таблицу на доске. Можно попросить одного или двух учеников аккуратно нарисовать эту таблицу для всего класса и принести ее в класс.

При рассмотрении таблицы в классе учащиеся видят устойчивую закономерность: отношение окружности к диаметру остается почти постоянным.

Учителю остается добавить: в математике доказано, что это отношение строго постоянно и может быть вычислено с любой точностью; вплоть до 0,01 равно 3. Каждый ученик получает возможность оценить, насколько точно он произвел измерения, сравнив это число со своим результатом.

Уроки "Нахождение дроби от числа" и "Нахождение числа по его дроби". Представьте учащимся следующие задачи. Поле имеет площадь м2. Часть его засеяна горохом. Учащихся просят дополнить условия задачи. Одни предлагают записать долю поля, засеянного горохом, другие - площадь всего поля как дробь от целого.

Одни предлагают записать площадь, засеянную горохом, другие - площадь как дробь от целого поля.

Учитель выбирает подходящий вариант. Часть расстояния, пройденного лыжником, равна 2 км. Найдите длину всего расстояния. Учащиеся выполняют постановку задачи. Рассматривается нахождение числа по его дроби.

Такие проблемные ситуации можно создавать практически на каждом уроке математики и вместе с учащимися успешно справляться с ними. Развитие познавательного интереса при обучении математике Под познавательным интересом различные его исследователи понимают особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой облекается в определенную предметную область С. Рубинштейн; стремление человека обратиться к предметной области. Рубинштейн; желание человека обратить внимание на что-либо, познать какие-либо предметы и явления Ф.

Гоноболин; желание человека обратить внимание на что-либо, познать какие-либо предметы и явления.

Гоноболин ; особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, стремлениями отношение личности к окружающему миру, к его предметам, явлениям, процессам Г. Щукина ; эмоционально окрашенная потребность, прошедшая стадию мотивации и придающая деятельности человека возбуждающий характер И. Как мы видим, разные авторы с разных позиций определяют познавательный интерес, не противореча друг другу, подчеркивая разные грани этого явления, взаимно обогащая его.

Для более глубокого изучения понятия познавательного интереса рассмотрим различные подходы к его классификации, к выделению уровней познавательного интереса. Интерес к любому предмету, занятию, отрасли знаний, как и внимание, может быть прямым непосредственным и косвенным опосредованным.

В случае прямого интереса человека привлекает сам предмет, деятельность определенного вида. Но часто бывает и так, что студент не имеет прямого интереса, например, к математике, но интересуется физикой и понимает, что без математики в этой области делать нечего.

В этом случае прямой интерес человека вызывает сам предмет, деятельность определенного типа.

В данном случае имеет место косвенный интерес к математике. Знание учителем прямых и косвенных интересов учащихся помогает в осуществлении индивидуального подхода. В развитии познавательного интереса можно выделить ряд уровней: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, творческий интерес. Эти уровни определяют разную степень избирательной направленности, избирательного отношения ученика к предмету и, соответственно, степень влияния познавательного интереса на личность.

Любопытство - элементарная ступень познавательного интереса. Он вызывается чисто внешними обстоятельствами, которые привлекают внимание человека. На этой стадии нет подлинного стремления к познанию, но любопытство может быть его первоначальным толчком.

Человек в этом случае является пассивным объектом внешнего воздействия. Любопытство - это реакция на изменения в окружающей среде, на появление нового в окружающем нас мире.

На стадии любопытства интерес еще не полностью освободился от интереса к рассказу, к описаниям. И все же он уже носит исследовательский характер, связанный с желанием проникнуть в глубинные основы знаний.

На стадии любопытства интерес еще не полностью освободился от интереса к повествованиям.

Импульс активности исходит уже не извне, а от самого человека, что в корне меняет природу интереса. Этот интерес не ослабевает с окончанием данной ситуации; он заставляет человека все глубже и глубже погружаться в интересующую его деятельность. Сама деятельность становится привлекательной для ученика. Постоянное погружение в деятельность предполагает возможности для самостоятельной работы.

Ученик становится субъектом деятельности. И познавательный интерес переходит с уровня любопытства на более высокий уровень собственно познавательного интереса. Творческий интерес понимается как уровень познавательного интереса, когда ученик стремится к самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности.

По сути, это узкий интерес к определенной отрасли знаний, переходящий в профессиональный интерес. В разные периоды жизни можно выделить предпочтительный уровень развития познавательного интереса, хотя переход от низшего уровня к высшему очень индивидуален. Познавательный интерес подростков во многом определяется новообразованием этого возраста - желанием взрослеть, стремлением к самостоятельности.

Познавательный процесс в этом возрасте хотя еще и не свободен от интереса к сюжету, но уже связан со стремлением проникнуть в основу знаний, в существующие закономерности. Пути формирования познавательного интереса Для рассмотрения практического вопроса о создании условий для развития познавательного интереса, для его формирования у учащихся рассмотрим различные аспекты в структуре познавательного интереса.

Их может быть три: познавательный интерес как стимул, средство обучения; познавательный интерес как мотив учебной деятельности; познавательный интерес как устойчивая черта личности. В первом случае познавательный интерес выступает как внешнее средство активизации познавательной деятельности учащихся. Он используется преподавателем для привлечения непроизвольного внимания.

Наличие ситуативного интереса является предпосылкой для его дальнейшего развития. Важнейшей предпосылкой воспитания интереса к школьным предметам является личность учителя, взаимоотношения учителя и ученика в процессе общения, организация отношений между учащимися в классе.

Влияние мастерства учителя на познавательный интерес - неоспоримый факт. Являясь образцом нравственного поведения, учитель решает множество воспитательных задач, влияет на формирование личности ученика: нравственности, положительных мотивов деятельности, устойчивого интереса к учебе.

Учителя должны видеть в каждом ребенке личность, приходить ему на помощь, когда это необходимо, поддерживать его добрым словом. Неправильная оценка деятельности ученика неизбежно приведет к конфликтам. Что касается содержания школьного предмета математики, то он загадочен и романтичен, увы, не для всех учеников, для многих математика кажется сухой наукой.

Поэтому не стоит упускать возможность сделать его ярче и привлекательнее. Использование литературных цитат, подходящих стихов, метафор влияет на познавательный интерес к предмету и является скромным вкладом в формирование межпредметных связей, в гуманизацию школьного математического образования, в повышение общей культуры учащихся.

Идея синусоиды станет богаче, если мы процитируем стихотворение Е. Долматовского: ...Мудрость, добытая в трудном споре, Предшествует нелегкому пути твоему Синусоида радости и печали, А не взмывающая вверх кривая.

Синусоида радости и печали.

Подчеркивание связей математики с другими отраслями знаний, показ математики как части общей человеческой культуры делает математику ближе и привлекательнее для ученика. Рифмы, позволяющие запомнить различные константы, также вызывают интерес учащихся.

Это наиболее распространенные способы запоминания математики.

Например, в старомодном, "ятском" стихотворении для запоминания цифр числа "" "Пи" количество букв в каждом слове соответствует цифре в написании числа: Тот, кто и в шутку и в скором времени желает узнать число "пи", уже знает его.

Кто знает число "пи".

Рассказы об ученых-математиках интересны и поучительны, как и рассказы о происхождении и открытиях различной информации. Переводы математических терминов на русский язык и рассказы об их происхождении Дж.

Рассказы об ученых-математиках интересны и поучительны.

Навигация

comments

  1. Sagar :

    Удалено (перепутал раздел)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *